О преимуществах группанализа для казахской аудитории - Мои статьи - Каталог статей - Казахстанская Психоаналитическая Ассоциация
Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ АССОЦИАЦИЯ

Суббота, 03.12.2016
Главная » Статьи » Мои статьи

О преимуществах группанализа для казахской аудитории
А. Кудиярова (Алматы, СГИ «Дарын») Актуальность нашего исследования состоит в том, что поведение людей в группаналитических группах и способность таких групп оказывать лечебное воздействие до сих пор систематически не изучались. В этом докладе будут показаны преимущества группанализа как нового метода психотерапии в Казахстане. Групповая, в том числе, группаналитическая терапия насчитывает около ста лет. В работах З. Фрейда содержатся некоторые теоретические концепции, положившие начало групповому психоанализу. (24, 25) Теорией и практикой группанализа занимались А. Адлер, И. Ялом, В. Сатир. (15, 16, 21) Группанализ стал предметом специального исследования Биона, Фолкса, Эзриела, Ормонта, Бенниса и Шепарда, Кеннарда, Робертса, Винтера. (7, 8, 11, 16, 17, 18, 19) В настоящее время группаналитические общества существуют почти во всех странах Европы, в США, Израиле и ЮАР. Группаналитические институты фолксовского направления объединяются Европейской сетью тренинговых группаналитических институтов. Группаналитическое движение на постсоветском пространстве только зарождается. В странах СНГ проблемами группанализа занимаются члены группаналитических сообществ Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Харькова. В данном регионе известны статьи и переводы Асановой Н., Пажильцева И., Романова И (2, 19, 20, 22, 23) Первая группаналитическая группа Казахстана появилась в 2003 году на базе социально-гуманитарного института «Дарын». «Крестным отцом» первых русскоязычных групп в Алматы стал группаналитик из Санкт-Петербурга Пажильцев Илья. Совершенно новым явлением в мировой практике психоанализа стали учебные группаналитические группы на казахском языке. С каждым годом расширяется количество учебных программ и курсов для студентов по специальности «психология», специализирующихся по психоанализу. К сожалению, они не обеспечены на сегодня учебниками и учебными пособиями по психоанализу, в том числе, по групповой психоаналитической теории и практике. На сегодня в нашей стране опубликована только «Азбука психоанализа» на казахском языке. (13) Как мы видим, существует противоречие между насущной потребностью в разработке теоретических основ, в обобщении накопленного опыта и уровнем исследованности группаналитической работы. Поэтому тема нашего исследования - «О преимуществах группанализа для казахской аудитории». Используя понятие «казахская аудитория», мы имеем в виду, прежде всего, казахский язык как рабочий язык участников группы. В действительности, не всегда таковые группы состоят только из этнических казахов. На втором месте по количеству после казахов и казашек в наших группах были уйгуры и уйгурки, затем узбечки, изредка корейцы и русские. (1) Неказахи, владеющие казахским языком, чаще всего были или выходцами из сельских районов Казахстана, или супругами казахов, впитавшими вместе с языком и особенности, как культуры, так и психологии коренных жителей нашего края. Результаты нашего исследования основаны на опыте работы со студентами специальностей «педагогика и психология» и «психология» казахских групп заочного отделения СГИ «Дарын», проходивших учебный групповой анализ. Мы исходим из предположения о том, что групповой анализ является самостоятельным направлением психотерапии, имеющим свою историю, собственные теоретические основы и практические приемы и техники работы с клиентами. Как известно, в истории группового анализа были выдвинуты три модели психоаналитически ориентированной психотерапии. Первая модель – «психоанализ в группе», авторами которой были Вольф и Шварц, преследовала цель - воспроизвести индивидуальную аналитическую обстановку в группе. Члены группы поочередно в присутствии других проходили анализ. Аналитик работал с каждым отдельно, не обращаясь к группе в целом. Цель второй модели – «психоанализа группы» заключалась в том, что группаналитик пытался проводить анализ всей группы сразу. Основателями второй модели стали Бион и Эзриел. Третья модель – «психоанализ через группу или посредством группы», испытанная на практике и обоснованная теоретически Фолксом, является сейчас наиболее популярной и жизнеспособной. Таким образом, мировая история группового анализа, как образно выразился Вачков И., может быть представлена как движение от классической фрейдовской кушетки, на которой лежал клиент, к кругу сидящих в креслах людей. (5) С первых дней появления групповая психотерапия, особенно, группанализ подвергается суровой критике. Основатели группанализа доказывали теоретические и методические достоинства собственного метода, утверждали, что групповая терапия имеет ряд преимуществ перед индивидуальной терапией даже для лиц с серьезными психическими отклонениями. (6, 10) Противники групповой терапии возражали, что участники группы не будут иметь возможности уделить внимания своей страждущей душе, особенно, в модели «психоанализ в группе». Они считали, что группа посвящает все свое время только одному ее члену, в то время как другие ничего для себя не получают. (17) В ответ на такие выпады, многие сторонники группанализа отмечали, что групповая терапия глубоко воздействует на людей и нередко обучает их взаимодействию с другими. Например, клиент может познакомиться с различными точками зрения по своему социальному поведению и узнать различные мнения о себе (например, мужчин и женщин). (20) Исходя из опыта работы в казахскоязычных группах, можно добавить, что момент узнавания мнения молодых членов группы о себе бывает большим откровением для старших участников. Ведь в обычных жизненных ситуациях молодым по возрасту казахам не позволяется высказывать любые суждения, тем более, оценочные о старших по возрасту людях. Группы студентов-заочников, с которыми мы работали, включали в свой состав и молодых, и старших, как по возрасту, так и по статусу. Нам думается, что данный момент способствует взаимопониманию представителей различных поколений. (1) Другая польза, с нашей точки зрения, заключается в том, что члены группы ведут себя так же, как обычно, но иначе, чем в присутствии одного психоаналитика. Например, те, кто обостренно реагирует на неадекватное поведение других, не будет это делать в присутствии ведущего, который воспринимается как идеальный человек, обладающий не только аналитическим мышлением, но властью, особыми полномочиями, авторитетом. Их проблемы проявятся в случае провокации со стороны других членов группы. Например, некоторые члены группы обращаются к психоаналитику с просьбой призвать к порядку кое-кого, кто, с их точки зрения, сидит в кругу неподобающим для казаха образом. А некоторые участники казахских групп впервые получают опыт проявления агрессии в адрес старшего по возрасту тренингиста, что не приводит к негативным последствиям. Это и становится предметом обсуждения или интерпретации. (1, 20) Дополнительным преимуществом групповой работы, считаем мы, является то, что проблемы некоторых участников становятся очевидными в присутствии людей только того же пола. Ведь если терапевт противоположного пола, проблемы таких клиентов не проявятся и не смогут разрешиться в индивидуальной терапии. (27) Учитывая это, мы старались формировать группы, состоящие всегда из мужчин и женщин. Хотя справедливости ради надо отметить, что женская часть группы всегда преобладала. В двух группах 2005 учебного года среди участниц сначала было всего по одному участнику в каждой группе. Визуальное наблюдение, данные анкетирования подтверждают изменение поведения первого участника группы после появления в ней второго мужчины. (1) С течением времени становилось очевидным и другое преимущество групповой терапии. В наших группах студенты испытывали непривычную для них свободу выражения мысли, что могло бы не происходить с ними наедине с самими собой или в присутствии только психоаналитика. Мы заметили, что часть клиентов-казахов, которые обычно сдерживают свои эмоции в кабинете аналитика, потому что тот наделяется властью, авторитетом, в группе меняют свое поведение. Вероятно, когда они находятся в тренинг-зале вместе с людьми, которых считают равными или ниже себя, они больше не сдерживают себя, свои эмоции, потому что эти условия более приближены к реальным по сравнению с индивидуальным лечением. Возможно, вступают в силу мотивы соперничества, известно, что многим участникам свойственно стремление требовать к себе повышенного внимания ведущего. Во всяком случае, через 6-8 часов совместной работы «говорливых» участников по сравнению с начальной фазой прибавлялось. Как правило, в первые дни групповой работы активность проявляла одна треть участников, затем начинала брать слово вторая треть, к завершающей фазе обычно не оставалось ни одного участника, который бы не высказывал вслух собственные мысли. Если, конечно, они не уходили из группы раньше положенного времени. (1). Исследователи выявили дополнительные возможности групповой психотерапии в том, что когда человек говорит что-либо многим, а не одному человеку, эхо собственных слов в сознании становится громче. Действительно, трудно не согласиться с тем, что такие проблемы могут быть решены только в группе. Естественно, что данное положение относится не только к казахским группам. Но именно для данных групп этот феномен, считаем мы, приносит особую пользу. К сожалению, многие участники говорят о том, что впервые видят столько заинтересованных в своих словах людей, впервые делятся своими мыслями вслух, впервые слышат себя. (1, 19) Чтобы показать преимущества группового анализа, напомним, что любое воспоминание является результатом переработки информации. Действительно, ни один участник наших групп, по нашим наблюдениям, никогда не рассказывал об одном и том же эпизоде из своей жизни каждый раз одинаково. В повторяющийся рассказ всегда добавлялся оттенок, зависящий и от особенностей его собственного состояния, и от настроения в группе в тот или иной момент, и от того, кому из членов группы он все это рассказывал. Как теоретические исследования, так и практический опыт подтверждают, что именно эти оттенки, эти дополнения являются сами по себе ценными источниками информации, без которой невозможно движение вперед в групповой работе. (18, 19) Г. С. Салливен считал, что даже депрессия не является фиксированным феноменом; она зависит от того, как рассказчик относится к слушателю. В каком-то смысле, прошлое всегда видится через настоящее. Мы хотим подчеркнуть, что воспоминания различаются в зависимости от слушателя и атмосферы рассказа. Значит, в группе мы имеем больше возможностей для разрешения жизненных конфликтов наших клиентов. (19) Действительно, мы согласны с тем, что в процессе групповой терапии воспоминания большей частью используются для выявления того, почему люди поступают так или иначе, что они чувствуют и как реагируют друг на друга, сознательно и бессознательно. Взаимодействия - вот основная отличительная черта группанализа. Даже когда клиент рассказывает о своей жизни, он взаимодействует и с группаналитиком, и с другими участниками. Воспоминания одного человека в присутствии группы являются частью цепочки внутригрупповых действий, открытий и взаимодействий. Эффективность групповой психотерапии, по Ю. Е. ван Вик, состоит в том, что "групповая ситуация принуждает к повторению травматических событий …. Например, в переносе повторяется роль карающего отца, холодной матери … роль наказанного, покинутого ребенка, или ребенка, к которому предъявлялись чрезмерные требования, - эта роль может предписываться другому, который окажется в позиции травмированного ребенка". (6) Мы не случайно привели именно эту цитату. Информация, увиденная и услышанная нами в ходе работы в группе, а также подтвержденная данными анкетирования участников после каждой сессии, свидетельствует о преобладании требовательных родителей у участников казахских групп. Завершающим доводом в пользу группанализа является, наконец, то, что таким образом, можно обучить психоанализу. В идеале, всякая терапия, в том числе, групповая, дает знания - она помогает участникам понять, что они сами, не осознавая этого, разрушают собственные попытки достичь того, чего по их словам, они хотят. Хорошая группаналитическая терапия помогает людям оценить роль, которую они сами играют, создавая свою судьбу. Здесь мы хотим подчеркнуть, что через группаналитическую работу идет распространение психоаналитических знаний в нашей республике. Медленно, но постоянно растет количество казахскоязычных группаналитических групп. Польза от данного вида работы состоит в том, что таким путем познакомятся с психоанализом и с его методами большее количество казахов, нежели через индивидуальный психоанализ. Справедливости ради следует заметить, что индивидуальная терапия призвана помочь людям исследовать глубины их личной истории, на что, очевидно, у них не хватит времени в группе. Но, хотя групповой анализ не может посвятить себя такому же изучению прошлого, он видит прошлое сквозь очень специфические линзы. На текущем историческом отрезке времени преимуществом группанализа для казахов является и то, что оплата участия в групповой работе намного дешевле личного анализа. Далее мы попытались вкратце обобщить и показать еще раз преимущества группаналитического метода: - клиент может получить различные оценки своего социального поведения и узнать различные мнения о себе. Группа позволяет своим членам понять, как другие воспринимают их. В групповой терапии клиент имеет преимущество, заключающееся в том, что люди реагируют на его поведение раскрепощенно, без оговорок, часто так, как не может это сделать его личный аналитик; - члены группы ведут себя так же, как обычно, но иначе, чем в присутствии одного психоаналитика; - проблемы некоторых участников становятся очевидными в присутствии людей только того же пола; - в группе люди могут испытывать непривычную свободу выражения мысли, что может не происходить с ними наедине с самим собой; - когда человек говорит что-либо многим, а не одному человеку, эхо собственных слов в сознании становится громче, его воспоминания в присутствии группы являются частью цепочки действий, открытий и взаимодействий; - группа выявляет саморазрушающее поведение, т.е. те формы поведения, которые могут остаться за пределами внимания в процессе индивидуальной терапии; - группа позволяет пациентам узнать о разных точках зрения на свое поведение, приносит пациенту пользу, позволяя ему узнать о самых разнообразных реакциях - включая спонтанные реакции людей, которые не всегда понимают его с ясностью и всепрощением любящего родителя или аналитика. Даже раздраженные выпады против него, если они типичны для главных людей в реальной жизни пациента, являются полезными; - группа дает шанс попытаться вести себя по-другому, создает "жизненные ситуации", в которых клиент может попытаться по-иному построить свое поведение; группа может предложить верный путь возвращения к своей индивидуальности. Участник может воспользоваться группой, рассказав ей о своих взаимоотношениях с внешним миром, что часто трудно и невозможно в процессе индивидуальной терапии. Нельзя не согласиться, что переход из комнаты групповых встреч в реальный мир - гораздо более короткий путь, чем переход из кабинета индивидуального психоаналитика; - в группе существует множество возможностей для создания ситуаций комплексного переноса-контрпереноса; - групповой анализ дешевле индивидуального, что способствует охвату большего количества желающих, расширяя, таким образом, не только количество тех, кому можно помочь, но и орбиту психоаналитического просвещения казахского населения; - групповая терапия дает возможность для самоопределения здесь и сейчас, пациент получает шанс обнаружить, как он выглядит, как он ведет себя, что он чувствует на самом деле, когда имеет дело с людьми, это можно назвать преимуществом обучения; - клиенты участвуют во взаимном анализе, приобретая первичные навыки группаналитической работы. Если учесть, что участники группы, в основном, – студенты казахских групп по специальности «психология», очевидно, что они могут выбрать в будущем группаналитический метод как основной метод своей профессиональной карьеры. Следовательно, есть потенциальная возможность развития и укрепления группового анализа в нашей республике. Есть уверенность, что «психоанализ станет достоянием не только избранных, но и войдет в широкие массы», как надеялся основоположник психоаналитического движения Зигмунд Фрейд. Думается, что собранные нами по крупицам теоретические сведения известных аналитиков о преимуществах группового метода психоанализа, а также сведения, основанные на личном опыте, будут полезны всем, кто заинтересуется историей развития группаналитических групп в Казахстане. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Анкеты участников группаналитических групп (на казахском языке). – Алматы. – 2003 - 2006. 2. Асанова Н. К. Групповая психотерапия с детьми и подростками // Руководство по предупреждению насилия. – М.: Владос, 1997. 3. Вачков И. В. Психологический тренинг как средство развития профессионального самосознания педагогов // Школа здоровья. – 1995. – № 3. – с. 73-84. 4. Вачков И. В. Основные виды тренинговых групп в западной практической психологии. – Деп. в ИТОП РАО, № 20-96. – М., 1996. – 24 с. 5. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось-89, 2000. – 224 с. 6. Вик Ю. Е. Действующие факторы групповой аналитической терапии // Журнал практической психологии и психоанализа.- 2001, сентябрь . -#3. 7. Винтер Д. А. Групповая терапия как идея облегчения восстановления депрессивных пациентов. - Пер. Пажильцева И. В. // / file: agraspb@narod.ru 8. Гринберг Л., Сор Д., Бьянчеди Э. Т. Введение в работы Биона: группы // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2001 - #3. 9. Дидерихс-Пешке В. Групповой процесс и групповые феномены в ходе групповой аналитической работы.// Журнал практической психологии психоанализа.- М. - 2001. - № 3. 10. Канете М., Эскверро А. Группаналитическая терапия психозов / file: agraspb@narod.ru 11. Кеннард Д., Робертс Дж., Винтер Д. Группаналитическая психотерапия. – СПб.: Питер, 2002. – 192 с. 12. Кернберг О, Тронсон Дж. О. Регрессия в группах. Пер. Ивановой Е. А. // Кернберг О.,. Тронсон Дж. О. Внутренний мир и внешняя реальность. / file: agraspb@narod.ru 13. Кудиярова А. М. Азбука психоанализа (на каз. языке). – Алматы: Дарын, 2006. 14. Лейбин В. М. Словарь-справочник по психоанализу. – СПб.: Питер, 2001. 15. Мосак Г. Адлерианская психотерапия // Современная психотерапия. - file: agraspb@narod.ru 16. Ормонт Л. Групповая психотерапия: от теории к практике. - СПб., 1998. 17. Ормонт Л. Заключение контракта между аналитиком и вновь сформированной терапевтической группой // Журнал практической психологии и психоанализа.- М. - 2001. - №3. 18. Ормонт Л. Группа как агент изменений // Психоаналитический журнал. - Харьков. - 2001. - № 2. 19. Пажильцев И.В. Групповой анализ: параллели жизни // Проблема влияния теоретических взглядов терапевта на ход психоаналитического процесса. Материалы 1-го научно-практического семинара. М.: ИкиПП, 1999.- С. 21-26. 20. Пажильцев И.В. Сравнительный анализ группаналитического и гештальт подхода в работе на ранних стадиях психотерапевтической группы. // Координаты "Я": здесь и теперь. - СПб.: Ин-т Гештальта. - Альманах 1, 1996, с. 120-129. 21. Психоанализ. Популярная энциклопедия / Сост. П. С. Гуревич. - М.: Олимп. - 1998. - 592 с. 22. Романов И. Ю. Психоанализ и группы // Журнал практической психологии и психоанали-за. - 2001. - № 4. - http://www.psychol.ras.ru/ippp_pfr/journal/index.htm 23. Романов И. Ю. Мышление, опыт и коммуникация в работах Уилфреда Биона // Філософ-ські перипетіҝ: Вісник Харківського національного університету ім. В.Н. Каразіна. Серія "Філософія". - 2002. - № 561'2002. - С.54-61. 24. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я. – М.: Современные проблемы. - 1926. 25. Фрейд З. Введение в психоанализ. – М. - 1989. 26. Штроо В. Исследование групповых защитных механизмов // Журнал практической психологии и психоанализа.- М. - 2001. - № 3. – Cc. 32-41. 27. Эллиот Б. «Гендерная идентичность в группаналитической терапии» // http://www.groupanalysis.narod.ru/elliot1.html
Категория: Мои статьи | Добавил: Paco (10.06.2009)
Просмотров: 1714